13.12.2018


Итоги – строительного сезона. Выживаем как можем.

Выставка Алтайстрой-2018 в Барнауле

Правительство отчитывается что все хорошо, экономика растет, малый бизнес поднимается. Выживаем как можем – интервью с производителями и продавцами строительных и отделочных материалов.

Новое в поведении покупателей, поиск дополнительного заработка, спад и рост – об этом и многом другом журналу «Стройка. Алтай» рассказали наши постоянные партнеры. 
По словам представителей компаний, в 2018 году они столкнулись с сильным снижением платежеспособности населения. К чему это привело? Подробности – в развернутых ответах.

Торгово-производственная компания «Альфаком» (г. Барнаул) 
Комплектация строительных объектов, собственное производство и розничная торговля (кровельные и фасадные материалы, крепеж и т.д.).

Директор компании Ольга Колотвина:
- У нас это год был провальным во всем. Доля рынка упала. Розничные покупатели стали приобретать более дешевый и менее качественный товар. Мы постоянно участвуем в государственных закупках. По федеральным программам бюджеты тоже были очень сокращены. Тенденциями этого года мы крайне недовольны.
В связи с кризисной ситуацией цель ставилась не отработать в минус. И она была достигнута. Выживать нас научил в том числе прошлый год. Мы стали больше делать упор на объем, нежели на качество и стоимость.  Старались брать любые заказы, в том числе альтернативные. Так как у нас идет комплектация строительных объектов, мы на одном квадрате можем пойти на очень маленькую доходность, а за счет собственного производства и доборных элементов мы могли уже нормально зарабатывать. Мы активно искали альтернативных поставщиков: у кого продукция более дешевая и менее качественная, поскольку это было востребовано.
Конечно, мы старались не снижать качество до минимума. Иначе лицо компании будет сложно восстановить после завершения кризиса. А рано или поздно он все-таки должен закончиться. В общем, лавировали между продуктом качества премиум и эконом. 
И еще стоит добавить, что для розничного клиента самое время строиться. Он может с более или менее приличными деньгами пройтись по основным игрокам на рынке и выбить максимальную скидку. Причем, приличные деньги – это громко сказано. В этом году мы с подобными ситуациями сталкивались при сумме 50 тыс. руб.
Надеемся, что следующий год будет лучше. Хотя бы потому, что объектов капитального ремонта (мнокватирные дома) в Алтайском крае ожидается больше. 

Производственная компания «АзияСтройИнвест» (г. Барнаул)
Производство кровельных материалов – металлочерепицы, профнастила, металлосайдинга.

Директор компании Лариса Дюжикова:
- В этом году у нас были планы по увеличению продаж. И они были реализованы. За счет чего? Мы постепенно увеличиваем рынок сбыта. Возможностей для этого еще достаточно – в регионах нашего присутствия (Алтайский край, Кемеровская область) еще можно развиваться. Пока мы много где не представлены.
Как пытаемся выжить в кризис? За счет увеличения ассортимента товара – расширения линейки кровельных материалов по толщине металла, чтобы покупатель мог у нас приобрести товар и премиум-класса, и эконом. Причем, ассортимент товара мы увеличили в обоих направлениях – премиум и эконом.
В планах у нас увеличение количества станков. К примеру, мы хотим запустить еще один вид сайдинга. Также мы намерены выпускать совершенно новую для нас продукцию. Пока об этом не хотелось бы рассказывать. Но мы надеемся, что этот вид продукции будет востребован у населения – среди садоводов и жителей частного сектора. 
Для продвижения своей продукции обязательно уже традиционно будем участвовать в выставке «Алтайстрой» в 2019 году и продемонстрируем все новики.

Компания «Ирэн» (п. Сибирские Огни Павловского района)
Производство керамического кирпича

Директор компании Алексей Булыгин:
Этот год был для нас таким же тяжелым, как и предыдущие кризисные. Количество конкурентов возрастает, при этом объемы строительства снижаются. Но мы делаем все для того, чтобы сохранить свой основной профиль – выпуск керамического кирпича. Опыт показал, что это лучший материал для строительства, в том числе по гигиеническим показателям. 
Чтобы выжить и устоять на ногах, мы стали заниматься выполнением других работ. К примеру, стали грейдировать и профилировать дороги с добавлением щебня. Это мы делаем в своем Павловском районе. 

Производственно-торговая фирма «АлантСетка» (г. Барнаул):
Производство изделий из проволоки, в частности, сетки, которая используется в строительстве в качестве армирующего материала.

Директор Лариса Никитенко:
- Год был сложным. Покупатель стал требовать более дешевый товар, не взирая на снижение качества. К сожалению, даже напрямую говорят: «Лишь бы дешево. Неважно, какого качества будет продукция».
Конечно, нам приходится отвечать на такой спрос. Изготавливаем сетку из более тонкой проволоки, есть и другие производственные нюансы.
Что касается планов на будущее, то строить их сложно. Скоро поднимут НДС, а значит и продукция подорожает. А ведь всем нужно дешевле…

Компания «Столярка 22» (г. Барнаул)
Производство изделий из древесины и стекла (входные и межкомнатные двери, оконные рамы, мебель для бань и саун и т.д.)

Директор компании Игорь Максимов:
- В этом году у нас на Гридасова,22 б заработал новый склад-магазин. Мы расширили ассортимент, в том числе стали изготавливать новые погонажные изделия из сосны, новые модели стеклянных дверей и аксессуаров для бань и саун. Стараемся сделать так, чтобы покупатель, если он делает ту же баню, смог все купить в одном месте.
Мы также заметили увеличения спроса на изделия из более дешевой древесины. Приходится делать и такие, чтобы удовлетворить спрос. 
Есть и хорошие тенденции. Народ наелся товаров из «Леруа Мерлен». Теперь они не слепо туда идут, а сравнивают. Очень многие сетуют на их качество. Те, кто рассчитывает на отделку деревом хотя бы среднего уровня, уже вряд ли пойдет туда. Кто-то по неопытности сунется, потом может все закончиться возвратом. 
Раньше мы переживали. Они давили нас демпингом. Думали, что победили и выставили реальные цены. А они оказались выше, чем у нас. Конечно, превосходство по некоторым позициям продолжается. Но народ слепо туда, повторюсь уже не идет.
Планируем постепенно обновлять товары, чтобы ничего не приедалось. Сейчас пробуем продвигать стеклянные межкомнатные двери – прозрачные, матовые, с рисунками, фотопечатью. Пока работаем под заказ, изучаем спрос. 

Компания «АвтоСпецГруз» (г. Барнаул)
Услуги спецтехники и доставка сыпучих грузов (щебень, песок и т.д.).

Директор компании Светлана Руменских:
- В этом году мы заметили снижение спроса на сыпучие грузы по сравнению с прошлым. Почему это произошло? Мы не знаем точного ответа. Возможно, дело в том, что у людей стало меньше денег (здесь основные клиенты – физические лица), и организации могут купить только по минимуму. 
По спецтехнике год прошел достаточно стабильно. Основные клиенты по этому профилю – компании. Видимо, у наших постоянных партнеров была работа. И нам просто повезло, что мы длительный период с ними сотрудничаем. Сейчас, допустим, актуальна тема по очистке территорий от снега и вывозу его с погрузкой с территории.
Среди новых приобретений – трехтонный фронтальный погрузчик HITACHI. Есть планы по приобретению и другой техники. 
Скорее всего, мы снова будем участвовать в выставке «Алтайстрой» 2019 где расскажем о наших новых возможностях.

Компания «КС Партнер» (г. Барнаул)
Производство изделий из древесины.

Директор компании Антон Солосин:
- Не все планы, к сожалению, удалось реализовать. Мы хотели приобрести несколько станков, чтобы упростить производство. Однако, по нашим ощущениям, спрос стал ниже. Поэтому и планы до конца не реализовались. Но мы не унываем!
В этом году мы начали изготавливать красивые дизайнерские вещи – уличные столы и лавочки под старину, изделия для бань. Взяли в аренду деляну в Алтайском районе с березами и елочками. Намерены заниматься березовыми дровами – продавать отходы производства. И с нынешней зимы будем продавать новогодние ели. 
Сейчас стало видно, что из-за снизившейся платежеспособности люди хотят делать многие вещи самостоятельно. Они берут у нас материал, а потом сами из него что-то изготавливают.  Раньше это было редкостью. 
Другая отрицательная тенденция - возрос спрос на древесину второго и третьего сорта из-за сильного подорожания леса. По той цене, что стоил один куб леса первого сорта в прошлом году, сейчас стоит лес второго и третьего сорта. И он стал даже дороже. У многих людей почти нет выбора. 

Компания «АСМ Ограждение» (г. Барнаул)
Производство различных систем ограждения, ворот и калиток. 

Менеджер отдела продаж компании Юлия Атясова:
- 2018 год у нас прошел стабильно. В этом году, как и в прошлом, мы продолжили сотрудничать с компанией «Жилищная инициатива». Прежде нашими основными клиентами были частные лица – собственники домов и дач. 
Теперь же второй год на территории жилых комплексов ЖИ мы делаем хоккейные коробки. Это совершенно новое для нас направление. 
На будущее у нас также есть новые разработки. Но пока они не выпущены на рынок.

Торгово-производственная компания «Жаркие окна» (г. Барнаул)
Производство и установка пластиковых окон, автоматических ворот.

Директор компании Денис Гусев:
- Что касается тенденций, то сейчас основой потребитель жалуется на недостаточное количество средств. Если сравнивать с предыдущими годами, то средний чек стал ниже. Больше стало обращений по услугам в кредит. Объем заказов по физическим лицам падает, по организациям - растет. 
В этом году мы отказались от натяжных потолков. Поскольку у нас основной профиль – окна, нам сложно конкурировать с компаниями, у которых основной профиль – натяжные потолки.
В целом в объеме работ прирост есть, а в плане доходов произошло снижение.  Найдем более выгодное направление, уйдем туда, будем искать новые источники дохода.
На будущий год планы, как всегда, наполеоновские, - победить всех!

Компания «Родник» (г.Барнаул)
Монтаж систем электроснабжения, теплые полы, системы обогрева.

Директор компании Алексей Кодылев:
- Этот год был вполне предсказуемым. Все задачи, которые были поставлены нами, выполнены. Правда, не за все работы еще получили расчет… Многие клиенты затягивают сроки с оплатой, дробят суммы. А вы сами знаете, что одно дело получить тысячу рублей целиком, или по 100 рублей в течение нескольких месяцев. К тому же потребители в этом году просят снижать цены даже за счет снижения качества.
Недавно мы начали дополнительно обучать наших сотрудников, чтобы повысить их профессиональные разряды. Также мы проводим обучение, чтобы начать заниматься новым видом деятельности. Речь идет о лаборатории, которая будет измерять различные электротехнические параметры. 
Системы электроснабжения в зданиях должны периодически тестироваться. Теперь мы будем оказывать такие услуги – делать замеры и составлять итоговые протоколы для контролирующих органов. Также мы станем сами проверять системы перед сдачей своих объектов, уже не обращаясь в сторонние организации.

Компания «Рента» (г. Новоалтайск): 
Производство арбалитовых блоков (стеновые блоки из цемента и древесной щепы) для малоэтажного строительства.

Директор Сергей Гуляев:
- Наши основные покупатели – жители Алтайского края и Республики Алтай. В этом году мы нарастили объемы производства и продаж. Допустим, в прошлом году мы произвели и реализовали 1200 кубов, в этом – 1500. Практически весь нынешний строительный сезон мы отработали по предварительным заявкам. От момента оплаты до момента отгрузки покупателю товара проходило 3-5 недель. Люди готовы были ждать. Спрос был большой. И мы еле поспевали. 
Обычно после окончания строительного сезона мы продолжаем производство для так называемого зимнего склада. Это делается для того, чтобы и зимой люди могли приехать к нам, увидеть материалы и купить. И вот в этом году процентов 60 с зимнего склада уже раскуплено. А в прошлом году многие звонили, узнавали, но продаж еще было мало.
Почему растет спрос на нашу продукцию? Видимо, роль сыграло время. Прошло уже 6 лет с момента, когда были построены первые частные дома из наших материалов (производство заработало в 2012 году). Люди успели пожить в них, проверить. Ну и соответственно, пошла молва. Мы в свою очередь постарались повысить качество по сравнению с началом производства, расширили ассортимент.
Как мы ведем себя в плане ценообразования? Раньше мы делали скидки в зависимости от объема продаж. Были цены, грубо говоря, для мелкого опта, среднего и крупного. С началом кризиса продажи упали. И мы решили изменить ценовую политику: стали делать минимальную надбавку. И эта схема оказалась эффективной.
Работы по популяризации арболита предстоит еще немало. Для этого мы будем участвовать в строительных выставках, в том числе «Алтайстрой» 2019, размещать информацию в СМИ, социальных сетях. 
Определенную надежду на будущее вселяют изменения в руководстве региона, хотя и о существенной прямой поддержке строительной отрасли пока не заявлялось. Для нас же самым значимым фактором будет являться рост покупательской способности наших потенциальных клиентов.
Коллегам по отрасли, сотрудникам, клиентам и всем вообще хотелось бы пожелать в наступающем году в первую очередь крепкого сибирского здоровья, а также благосостояния, удачи во всех начинаниях и побольше положительных эмоций!

К этим поздравлениям присоединяется и редакция журнала «Стройка. Алтай». Мы благодарим своих партнеров за сотрудничество. Пусть новый год принесет много положительных перемен, о которых мы с удовольствием расскажем на страницах нашего издания.
журнал «Стройка. Алтай».



Назад в раздел




Наверх