28.10.2016


Проекты моделей дизайнер готовит в CAD-овских программах, предназначенных для 3D-моделирования

Художественная резьба по дереву с деталировкой от 50 микрон на объектах до 3 метров обеспечила революцию в прикладном искусстве в г. Барнауле.

Лазерная резьба по тонкой фанере и березовой коре – это уже не вершина технологизации народных ремесел. Деревянные визитки толщиной 1,2 мм с деталировкой резьбы до 50 микрон (для справки: толщина человеческого волоса – 40 микрон), как и сложные 3D-модели высотой до 2 метров (также из дерева) в Барнауле уже изготавливают. Причем на станках с ЧПУ собственного, местного производства! В стартапе на сегодня задействовано 4 единомышленника: дизайнер 3D-моделирования, художник, программист и основной идеолог проекта «Резной Посад» Павел Клепиков.

- Все визитки из маньчжурского ореха (твердая древесина) мои партнеры с удовольствием разобрали, поскольку они себе позволить такого пока не могут, - рассказывает инженер по станкам с числовым программным управлением (ЧПУ) Павел Клепиков, называющий себя совдеповским технарем. – В большинстве случаев, из того, что предлагается в Сибири и Барнауле в частности – точеные изделия и ручная резьба, тогда как прогресс на месте не стоит. Среди наших партнеров, кстати, известнейшая столярная мастерская «Папа Карло». Представители этой компании не так давно изъявили желание приобрести самый крупный из наших станков, позволяющий изготавливать балясины и витые столбы с резьбой по всей площади высотой до 1950 мм, на основаниях высотой до 2300 мм! В Сибири таких точно нет.

Парк станков с ЧПУ, изготовленных Клепиковым самостоятельно, – особая гордость проекта «Резной Посад». По его собственному признанию, покупка таких обойдется во многие миллионы. Но зачем их тратить, когда простой советский инженер сделает то же самое, да еще и с учетом местных реалий.

Сегодня эти станки работают под управлением Mach3 (самая популярная программа для самодельных станков с ЧПУ, работает под Windows), но есть планы по переходу на более совершенную фирменную версию NCStudio для заводских станков. Последняя позволяет с большей точностью и на более высокой скорости прорабатывать сложные детали. Хотя… если посмотреть на современные изделия проекта «Резной Посад» - вопрос о программе, под управлением которой они сделаны, не возникает.

- Розетки, каноны, балясины, древняя и современная скульптура, имитация известных барельефов, - не без гордости рассказывает Павел. – За три года существования проекта у нас накопился банк из более чем полутора тысяч 3D-моделей, куда входит и традиционная русская резьба, и узоры народов мира, и модерн, и изделия для совершения культовых обрядов: одних только икон более сотни! Самая крупная из сделанных нами икон – 2 х 1,35 метра, поэтому мы с легкостью можем собирать рамы иконостасов любой сложности, как под лак, так и под сусальное золочение.

Эти станки способны выполнять 3D-модели из любого материала от пластика до металла (последнее востребовано при изготовлении пресс-форм).

Со слов стартапера, активным спросом сегодня пользуются резные радиаторные решетки – те изделия, в которых важно соблюдение ритма идеально повторяющихся элементов, чего сложно добиться при ручной резьбе. Находят спрос изготавливаемые по индивидуальному заказу художественные 3D-панели из твердых сортов дерева, имеющие целый ряд преимуществ перед более традиционными гипсовыми: они прочны, выразительны (благодаря текстуре натурального дерева) и имеют более тонкую деталировку.

Из тех изделий, которые может увидеть каждый барнаулец, можно назвать аналойный столик (используемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом для книг или икон) в единственной церкви, расположенной в Научном городке, в приходе отца Михаила.

Основные сорта дерева, используемые для машинной резьбы: дуб, бук, ясень, грецкий и

 маньчжурский орех. Подходит и красное дерево, из которого «Резной Посад» сделал 2 распятия для Покровского собора в Иркутске (см. фото).

- Из мягких пород дерева не режем, - делится секретами Павел, - кедр и сосна или липа удобны для ручной резьбы, поскольку легко поддаются. Для машинной же удобнее твердые породы, хотя и не все. Та же лиственница – очень твердая, но в ней могут попадаться смолянистые карманы, которые портят фрезы.

Несмотря на кризис, команда проекта «Резной Посад» уверена в высокой перспективности своего стартапа, особенно в условиях полного отсутствия конкуренции (в сфере высокохудожественной машинной резьбы) за Уралом.

Подготовил

Константин Ганов.



Назад в раздел




Наверх