28.09.2016


Дом архитектора: от усадьбы врача до творческой мастерской

Дом архитектора: от усадьбы врача до творческой мастерской

Деревянное зодчество Барнаула с годами теряет свои прекрасные памятники. Но тот, о котором пойдет на этот раз речь в рубрике «Объект», к счастью, до сих пор жив. Он по сей день вызывает восхищение у горожан, когда они идут по старому центру. Представляем вашему вниманию Дом архитектора (ул. Анатолия, 106-а).

Дом губернского врача

Сложенный из бруса особняк окружен зеленью. Мощный и стройный дом с элементами модерна не так уж давно справил столетний юбилей – его возвели в 1909 году. Просторное - площадью 180 кв. м - с высоченными потолками в 3,5 м здание строили для губернского врача. Напомним, что в те годы Алтайский край представлял собой Алтайский горный округ, который входил в состав Томской губернии.

До нас не дошли сведения об имени первого хозяина особняка. Не сохранилась информация и об авторе архитектурного проекта. Но зато мы смогли узнать немало других интересных подробностей о памятнике.

Сейчас в алтайских селах принято строить фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), совмещенные с их домами. Очень удобно – врач не тратит время на дорогу до ФАПа, да и пациенту в случае чего просто его разыскать в нерабочее время. Такого же принципа придерживались и в начале прошлого века. По соседству с усадьбой губернского врача возвели поликлинику (ул. Анатолия, 104). Причем дом врача поставили вдалеке от «красной линии», чтобы не докучали прохожие. Оба строения имели общий забор.

Со временем расположение комнат в доме сильно изменилось. В советский период дом врача превратили в многоквартирник. В разные годы здесь проживало около восьми семей.

Прежде же в цокольном этаже жила прислуга. Первый этаж занимали зала и кабинет губернского врача, на втором этаже находились спальни. Кстати, в комнате с красивым круглым окошком, из которой можно было попасть на балкон, почивал сам хозяин.

Заметим, что реконструкцией дело не закончилось. Сильно преобразилось внутреннее помещение. Зал украсил великолепный камин.  Конечно же, первоначально в доме он тоже имелся.

Дом архитектора

Как же особняк стал Домом архитектора? В 1985 году его передали городскому сообществу архитекторов, у которых на тот момент не было своего отдельного здания. За передачу дома профессиональному сообществу ратовали тогдашние главный архитектор Алтайского края Николай Первушин, главный архитектор Барнаула Владимир Казаринов и председатель регионального Союза архитекторов Александр Долнаков. Этим людям удалось убедить власти в том, что архитектура требует уважения к себе. Именно архитектура создает городской облик, его настроение, направляет происходящие в нем процессы, влияет на судьбу каждого человека, делая его жизнь окруженной красотой и комфортной, или все с точностью до наоборот. Если власти понимают это, то ей при реализации строительных проектов следует руководствоваться не только мнением специалистов в тех или иных сферах, но и мнением архитекторов. И эти люди нуждаются в отдельном доме, где они стали бы трудиться и взаимодействовать между собой. При создании Дом архитектора предполагалось, что здесь его обитатели будут проводить свои выставки, собираться на творческих встречах, читать лекции. Это был шикарный подарок для местного Союза архитекторов. Ничуть не обделенными остались прежние жильцы дома. Городские власти расселили их в отдельные квартиры. Мы думаем, никто не печалился о таком обмене. Кстати, в 1985 году город возглавлял, то есть был председателем Барнаульского городского исполнительного комитета, Анатолий Мельников. Его вклад в развитие города огромен. И, конечно же, Мельников способствовал созданию Дома архитектора.

Получив отдельный угол, архитекторы с энтузиазмом приступили к его реконструкции. Эта работа была для них большим праздником.

«Мы проводили в Доме архитектора субботники. Проектировали сами. Каждому выдавалось задание запроектировать определенную деталь. Кто-то делал шпиль, кто-то кровлю, кто-то балкон... Мне достались парадные двери высотой в 2,5 метра», — вспоминает архитектор Петр Анисифоров, который был в числе молодежи, работавшей над реконструкцией.

Лет одиннадцать назад, когда удалось найти хороших каменщиков, камин переложили. Время от времени архитекторы проводят у него вечера. Случается, что иногда жарят что-нибудь на огне.

Газеты вместо грунтовки

Заметим, что реконструкцией дело не закончилось. Сильно преобразилось внутреннее помещение. Зал украсил великолепный камин. Конечно же, первоначально в доме он тоже имелся. Но позже его разобрали. Лет одиннадцать назад, когда удалось найти хороших каменщиков, камин переложили. Время от времени архитекторы проводят у него вечера. Случается, что иногда жарят что-нибудь на огне.

В 86-м году состоялось вселение архитекторов в их новый дом. И по сей день здание остается пристанищем архитекторов. Но только сейчас здесь располагается не множество творческих мастерских, как раньше, а одна – Петра Анисифорова.

Петр Иванович вспоминает, что в старинном доме на печатных изданиях, вышедших в свет в 1905, 1907 и других годах, держится штукатурка. Вот примерный текст одной из несвежих новостей о дорожно-транспортном происшествии в нашем городе: «На площади Демидовской кучер известного купца Никитенко при повороте своей упряжки повредил оглоблей щеку другому известному купцу, который выходил из кабака».

«Правильно они все делали. Вначале на стену наносили газеты, а потом на них уже штукатурку. Газеты так приклеены, что даже кусочек отодрать нельзя», - отмечает Петр Иванович, уточняя, что если бы в те годы была современная грунтовка – не прочел бы он той весточки из прошлого.

Молодой Анисифоров зачитывался публикациями начала 20 века. И, к сожалению, не догадался сфотографировать увиденное на память. Да и с фотоаппаратами тогда было сложно.

Прямоугольный в плане дом из двух объемов (одноэтажного и примыкающего к нему двухэтажного) выполнен в традиционной технике рубки «в лапу», то есть без выноса бревна.

Конструктив, архитектура

Прямоугольный в плане дом из двух объемов (одноэтажного и примыкающего к нему двухэтажного) выполнен в традиционной технике рубки «в лапу», то есть без выноса бревна. Эта более сложная техника (в отличие от «в охлуп» или «в режь») стала самой популярной в купеческом Барнауле на рубеже позапрошлого и прошлого веков благодаря возможности увеличить площадь помещения. При этом барнаульские плотники особенно ценились умением работать с лиственницей – особо прочной древесиной, отличающейся устойчивостью к сырости и перепадам температуры. Когда при помощи бульдозера крушили соседнее здание (Дом Носовича) построенное годом позже, оказалось, что пазы на раскатанных бревнах сохранили розовый оттенок, при этом по ним можно было провести ладонью и не получить заноз!

Цокольный этаж выложен из дореволюционного красного кирпича, который, как известно, более прочен, чем послереволюционный.

По центру двухэтажного объема устроена одностворчатая деревянная дверь, нижняя половина которой филенчатая, верхняя - с девятичастной расстекловкой.

В 1985 году в ходе реконструкции здание подключили к централизованной системе отопления, провели горячее водоснабжение, а к центральной канализации дом архитектора был подключен раньше.

Крышу, как видно на фото, решили делать пологую: поскольку здание считалось достаточно высоким для времен его постройки – архитектор не особенно беспокоился о снегозадержании – он просто выметался ветрами.

Отметим, что после реконструкции в середине XX века здание частично утратило первоначальные архитектурные черты. При воссоздании его облика в 1985 году использовались чертежи архитекторов Гете и Деринга, благодаря чему постройка приобрела элементы модернистского стиля. Декор здания представлен треугольными фронтонами, карнизами и наличниками, щедро отделанными искусной резьбой.

Подготовили

Константин Ганов,

Татьяна Труфанова


Название: Дом архитектора.Адрес: г. Барнаул, ул. Анатолия, 106-а.Справка

 

Название: Дом архитектора.

Адрес: г. Барнаул, ул. Анатолия, 106-а.

Заказчик, застройщик, первый собственник: данные не сохранились.

Общая площадь здания: 180 кв. м.

Конструктивная схема: деревянный дом из лиственницы рубкой «в лапу».

Количество комнат: 8.

Окончание строительства: 1909 год.

Тепло- и водоснабжение и канализование: центральные.



Назад в раздел




Наверх